РУССКИЙ РОДЕН – СТЕПАН ЭРЬЗЯ
Во время Первой мировой он делал для раненых протезы носов из каучука. Один из пациентов чуть было не убил скульптора! Зимой на лютом морозе лицо инвалида покраснело, а каучуковый нос при этом остался белым, что привело солдата в дикую ярость!..
В рубрике «АртВинегрет» -«русский Роден», скульптор, приручивший загадочную древесину кебрачо, один из самых удивительных мастеров—модернистовСтепан Дмитриевич Эрьзя.
А вы знаете, что…
- Настоящая фамилия скульптора – Нефедов. Эрьзя – творческий псевдоним, который отражает его принадлежность к этнической группе «эрзя» в составе мордовских народов. Степан Дмитриевич писал это слово так, как оно произносилось– мягко,эрьзя. Так оно и закрепилось в написании псевдонима скульптора.
- В доме Нефедовых часто звучали мордовские народные песни, легенды, сказания, герои которых потом так интересно воплотятся в произведениях скульптора. Мальчик из крестьянской семьи после окончания церковно-приходской школы получил первые уроки в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей.
В 1901 году, практически не владея русским языком, Эрьзя отправился в Москву. Отучившись год в Строгановском училище на вечерних рисовальных классах, Степан Дмитриевич смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
- Мировая слава пришла к мордовскому мастеру после Международной выставки в Венеции 1909 года.А с 1927 по 1950 год скульптор работал в Аргентине. Эмиграция затянулась почти на четверть века. Там он и нашел свой любимый материал – сверхпрочные сорта южноамериканской древесины – альгарробо, урундай, кебрачо (от исп. quiebra-hacha — «ломать топор») – из которых создал большую часть своих скульптур.
Они прославили Степана Эрьзю на весь мир. Мастер был первым, кто решился попробовать кебрачо как скульптурный материал. А знаете, как он капризен и непредсказуем в работе? Резцы и молоток тут не помогут – дерево дает сколы, нужна специальная техника. И Эрьзя придумал особую технику обработки – сконструировал бормашину для обработки дерева.
Кстати, огромный запас редкой древесины, привезенный скульптором с собой в Москву, так и не был никем израсходован. Не понадобился…
- Скульптор создал серию портретов выдающихся деятелей различных эпох – Бетховена, Лев Толстой, Александр Невский.С Толстым Эрьзя посчастливилось встретиться лично. Скульптор и писатель вместе пили чай, беседовали об искусстве. Когда Степан Дмитриевич попросил у писателя разрешения сделать набросок из глины, тот согласился. Так были выполнены два портрета Толстого: парижский – из камня и аргентинский – из дерева.
- В 1954 на Кузнецком Мосту в Москве открыли персональную выставку скульптора. Люди стояли утро и ночь, чтобы попасть на нее! А Русский музей в Ленинграде купил три работы Степана Дмитриевича.
- Большое место в творчестве скульптора занимает тема женских образов, портреты женщин разных стран и национальностей. Здесь норвежки, монголки, индуски, казашки и многие другие.
- Степан Эрьзя редко продавал свои скульптуры. Основная часть работ сосредоточена на родине, в Мордовии, духовную связь с которой он не прерывал всю жизнь.
- Эрьзя видел красоту в самом дереве, в переплетении корней, изящных изгибах, созданных природой, и помогал нам увидеть эту красоту.Его искусство проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своем маленьком народе и продолжал горячо любить его.